Приложение 6. Особенности ЭМ ГВЭ (письменная форма)
Общие требования к ГВЭ по русскому языку
Участникам ГВЭ без ОВЗ предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием (номер экзаменационных материалов содержит литеру «А», 100-е и 400-е номера вариантов).ЭМ по русскому языку для ГВЭ в письменной форме разрабатываются для разных категорий обучающихся с ОВЗ.
Выбор формата решается индивидуально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития:
литера «А» – для обучающихся с ОВЗ (за исключением слепых, слабовидящих
и поздноослепших; глухих; лиц с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированным образовательным программам; а также обучающихся с тяжелыми нарушениями речи) – изложение (сжатое) с творческим заданием (400-е номера вариантов) или сочинение (100-е номера вариантов) по выбору выпускника. ЭМ аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ.
литера «С» – для слепых обучающихся, слабовидящих и поздноослепших обучающихся, владеющих шрифтом Брайля, – изложение (сжатое) с творческим заданием (600-е номера вариантов) или сочинение (300-е номера вариантов) по выбору выпускника. ЭМ аналогичны ЭМ для участников ГВЭ без ОВЗ, однако визуальные образы в текстах сведены к минимуму. ЭМ переведены на шрифт Брайля.
литера «К» – для глухих обучающихся, а также лиц с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, и обучающихся с тяжелыми нарушениями речи – изложение (сжатое или подробное) с творческим заданием (500-е номера вариантов) или сочинение (200-е номера вариантов) по выбору выпускника. ЭМ имеет ряд особенностей: допускаются тексты сюжетные и адаптированные с учетом категории экзаменуемых. Для глухих обучающихся и обучающихся с тяжелыми нарушениями речи предусмотрены особые критерии оценивания.
литера «Д» – для обучающихся с расстройствами аутистического спектра – диктант с особыми критериями оценивания (700-е номера вариантов).
Приложение 7. Особенности ЭМ ГВЭ (устная форма)
Ответ участника ГИА оценивается в соответствии с критериями, представленными в Спецификации экзаменационных материалов ГВЭ по соответствующему учебному предмету (устная форма).
Ответы экзаменуемого на вопросы билета проверяются двумя независимыми экспертами.
Баллы за ответы участника ГВЭ на вопросы билета определяются, исходя
из следующих положений:
если баллы двух экспертов совпали, то полученный балл является окончательным;
если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательный балл определяется как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в бóльшую сторону;
если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается проверка ответа участника ГВЭ третьим экспертом.
В комплект ЭМ по каждому учебному предмету для ГВЭ в устной форме включены 15 билетов. Участникам экзамена должна быть предоставлена возможность выбора экзаменационного билета (текст и задания экзаменационных билетов не должны быть известны участнику экзамена в момент выбора экзаменационного билета
из предложенных).